Владения Балахнинского Покровского монастыря в XVI-XVIII веках

В первой половине XVI века в Балахне был основан мужской Покровский монастырь, просуществовавший до 1783 г. Основателем его был иеромонах Пафнутий. Биография его не известна, но очевидно, что он был видным деятелем той эпохи. Монастырь имел удобное географическое положение. Он располагался к юго-востоку от Балахнинской крепости и стоял прямо на Большой дороге, соединяющей Балахну с Нижним Новгородом и ведущей в верхние волжские города – Кострому, Ярославль.

Специальные исследования, посвященные истории монастыря в историографии пока отсутствуют. Отдельные статьи освещают те или стороны его жизнедеятельности лишь фрагментарно. Строительная история Никольской церкви монастыря наиболее полно освещена в работах С. Л. Агафонова и в статье А.И. и А.А. Давыдовых и В.В. Краснова.

Почти за три столетия существования монастыря его имущественное положение не оставалось на одном уровне. XVI-XVII вв. можно считать временем расцвета и стабильной жизнедеятельности монастырского хозяйства. XVIII в. – период его постепенного упадка.

Владения монастыря можно разделить на несколько групп:

  1. объекты недвижимости:
    – сама  территория монастыря с его постройками (церквями, кельями);
    – населенные пункты (деревни);
    – земли (сенные покосы, что было предопределено спецификой хозяйствования прибрежной части Балахонского уезда, так как качество земли не способствовало развитию здесь земледелия);
    – рыбные ловли по реке Волге.
  2. промышленные объекты:
    – солевладение – рассолы в трубах, варницы;
    – мельницы.

Монастырский комплекс формировался в XVI – начале XVIII вв. В самом раннем выявленном документе – сотной грамоте Балахны 1620 г., составленной на основе дозорной книги 1617/18 гг., монастырь предстает вполне сформировавшемся комплексом: «…против города монастырь покровской а в нем церков покрова пречистыя богородицы деревянная клетцкая да церковь чудотворца Николы каменная верх шатром с папертью предел чудотворца Сергия на том тереме колоколница каменная а в церквах образы и книги и на колоколнице колокола всякое церковное строение мирское. А в монастыре у церкви (игумен) Моисей да черный поп Пимен да белый поп Матвей да белый диакон трофим да в монастырской же девять келий а в них двадцать старцев».

Иван IV дал монастырю ругу, а так же тарханную грамоту, освобождающую монахов от всяких налогов и пошлин.

На рубеже XVI-XVII вв. монастырь получил жалованную грамоту на земельные владения в Балахне: «рыбный двор ниже посада, около монастыря дворы, где жили монастырские слуги, да Дмитровское дворище»; деревни Балахнинского уезда: Савинскую, Пупки, Ситникову, Мармеж; две мельницы Алешинскую и Мысовку на реке Пыре и три чети мельницы на Узоле». «Истари» за монастырем были озера Пырское, Черемисское, Костичево и Боровское, что подтверждает грамота от 28 июля 1629 г. Сенные покосы на волжских островах и новоросчистных гривах, принадлежащие монастырю, были также весьма обширны. В спорах на земли и рыбные ловли, возникающих между монастырем и частными владельцами, монастырь всегда успешно отстаивал свои владения.

Кроме этого монастырь имел еще на Балахонском Усолье рассольные трубы и варницы.

Известно, что в XVI-XVII вв. монастыри с большим доходом для себя занимались соляным промыслом. Крупными солепромышленниками являлись Троице-Сергиев, Троице-Сергиев Муромский, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Печенегский, Кандалакшинский и другие монастыри.

Балахнинский Покровский монастырь уже в XVI в. имел на Балахонском усолье свою варницу и 100 бадей рассола в трубе Поддымной (Подывной) (как полагает П. Мельников, купчая на варницу сгорела в 1613 г.).
В XVII в. в монастырь были сделаны крупные вклады. Андрей Михайлов Спирин «дал» в 1611 г. в трубе Поспеловской и в 1618 г. в трубе Поддымной и Алексеевской по 100 бадей.

По писцовым книгам 1628 и 1674-1676 гг. в трубе Алексеевской Набережной монастырю принадлежало уже 200 бадей. В 1621 г. солепромышленник пожертвовал варницу Тверитин. Старица Марфа Милютина пожертвовала монастырю 100 бадей в трубе Толстухе Большой. Вклады в монастырь давались благодаря личным связям игуменов монастыря. Духовным отцом старицы Марфы был поп Покровского монастыря Игнатий, а при составлении ее духовной присутствовал сам игумен Варфоломей, который духовную и «запечатал». Личность игумена Варфоломея весьма примечательна. Варфоломей в начале своей карьеры служил в Москве в церкви Николая Чудотворца Явленного на Арбате. Имел родственные связи в московских священнических кругах. Его родней была монахиня Новодевичьего Московского монастыря Прасковья Колосова. Насколько известно, игуменом Балахнинского Покровского монастыря он являлся с 1623 по 1628 гг.

Статья написана pokrovmm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели