Покровский мужской монастырь основан в первой половине XVI-го века иеромонахом Пафнутием, о богоугодной жизни которого сохранилось церковное предание. В подтверждение древности этого монастыря является недавно найденная на территории при храме во время археологических раскопок белокаменная надгробная плита, относящаяся к погребению 1544 года.
Балахнинские солепромышленники делали вклады в монастырь, в том числе в виде долей в доходах с соленных труб. Еще в XVI веке монахи имели свою варницу. В 1552 году Иван Грозный дал монастырю жалованную тарханную грамоту, признав его, таким образом, монастырем официально. Первые цари из династии Романовых подтвердили прежние привилегии обители, и дали монастырю земельные вотчины, правда, не слишком обширные. В Балахнинской крепости у монастыря был свой двор с церковью в честь Леонтия Ростовского. В XVI столетии в Покровском монастыре находилось два храма – Покровская церковь деревянная и Никольская каменная церковь с приделом в честь св. прп. Сергия Радонежского.
Никольская каменная шатровая церковь, древнейшая постройка в Нижегородской области после Нижегородского кремля. Храм этот, по мнению современных исследователей был возведен в Покровском монастыре в конце XVI столетия в память о взятии Казани войсками Иоанна Грозного. Выбор именно Покровского монастыря для мемориального сооружения, по мнению С.Л. Агафонова, как и посвящение главного престола московского храма Василия Блаженного празднику Покрова, был обусловлен тем, что в этот день и произошел штурм Казани.
До революции иконы в Никольском храме по своей иконографии практически все относились ко второй половине XVII столетия, а утварь богослужебная в основном датировалась концом XVIII века. К числу храмовых святынь относился крест напрестольный обложенный по дереву листовым серебром с мощами разных святых, который являлся вкладом 1648 года. Посредине храма, под куполом висело большое на цепях серебряное кадило, вклад в бывший монастырь 1654 года. На нем церковной вязью была выгравирована следующая надпись: «кадило сие сделал старец Герман архимандрит Нижнего города Печерского монастыря лета семь тысяч сто шесть десять второго года, месяца апреля тридесятый день».
С северо-западной стороны к Никольской церкви примыкала каменная шатровая колокольня (ныне не сохранилась). По сохранившимся фотографиям рубежа XIX-XX веков запечатлевших ее облик постройка колокольни относится ко второй половине XVII века.
В 1648 году к северо-западу от Никольской церкви была построена каменная Покровская церковь. При храме, как это было принято в монастырях, устроили иноческую трапезную, а в подклете, находилась хлебопекарня. Первоначально в этой церкви был освящен придел в честь Иоанна Златоуста, а позднее появился теплый придел во имя прп. Сергия Радонежского Чудотворца. Эта церковь также пострадала во время так называемого «Большого пожара» произошедшем в Балахне в 1680 году, после чего в 1682 году она подверглась некоторым переделкам.
До революции стены внутри этого храма были покрыты масляной краской и расписаны. Время создания этих росписей и имя живописца не известны. Пол в Покровской церкви был из белых, желтых и зеленых изразцов (выложенных крестообразно). Из святынь до революции Покровский храм славился древней иконой Одигитрии Божией Матери, иконография которой относилась к XV столетию. В клировых ведомостях Покровского прихода говориться о том, что с восточной стороны у каменной церковной ограды находилась часовня во имя святителя и чудотворца Николая.
Первое краткое документальное описание Балахнинских церквей и монастырей относится к 1620 году. Это сотная грамота с писцовой книги Балахны писца Искальского, описавшего город и его уезд. В писцовой книге Балахны 1674-1676 года приводится более подробное описание Покровского монастыря: «На Балахне ж, на посаде монастырь ружной Покрова Пресвятые Богородицы да придел Иоанна Златоустаго, каменные с трапезою, а в церкви Божия Милосердия местные образы и двери царские, и Деисус, и паникадило, и поставные свечи, и лампады, и всякое церковное строение мирское. Да под тою ж церковью и трапезою хлебня и хлебодарня да церковь Чудотворца Николы каменная, вверх шатром с папертью деревянною да придел чудотворца Сергия… да над алтарем колокольница, а на ней одиннадцать колоколов больших и малых да звонных да часы железные боевые приведены к тем же колоколам, а в церквах всякое строение мирское…».
Еще одна опись Покровского монастыря относится к 1701 году, в которой подробно перечислены все монастырские строения, и сообщается, что обитель основана в начале XVI столетия. Никольская каменная церковь в этом документе названа холодной, и вокруг нее находились деревянные паперти. При этом под папертью у западного входа размещались две каменные палаты, использовавшиеся в хозяйственных целях. При характеристике внутреннего убранства этого храма сказано, что царские врата вызолочены по полименту, а иконы имели серебряные и позолоченные оклады. Рядом с церковью, возможно вплотную к храму были пристроены игуменские кельи с сенями. Зеленая поливная черепица, на шатре Никольского храма появилась позднее, ее уложили во время ремонта церкви в 1719-1722 годы. Стены внутри летней Никольской церкви и потолок в 1892 году были окрашены масляной краской и расписаны. Пол во всей церкви был выстлан чугунными плитами, а святой престол был сложен из белого камня.
Монастырь этот после 1764 года, когда в России была проведена реформа по секуляризации монастырских вотчин, а так же из-за упадка соляного промысла оскудел в средствах. В 1783 году «за неимением порядочного содержания» и отказом местных жителей взять на себя расходы по содержанию Покровского монастыря, монахи из него разошлись по другим обителям, и монастырь официально упразднили.
Известны имена некоторых настоятелей Покровского монастыря:
— иеромонах Пафнутий — Балахнинский основатель монастыря XVI-го века
— игумен Антоний – упом. в феврале 1614 года
— игумен Моисей – упом. в октябре 1617 года
— игумен Варфоломей – 1623-1628 год
— игумен Варсонофий – 1629, 1634, 1645-1649 год
— игумен Антоний – 1652-1659 год
— игумен Феодор – 1665-1672 год
— игумен Афанасий – 1673-1682 год
— игумен Пахомий – 1683 год
— игумен Макарий – 1692-1697 год
— игумен Димитрий – 1707-1717 год
— игумен Паисий Савин – 1719-1743 год
В конце XVIII века монастырские храмы стали приходскими. Приход из числа местных жителей при Никольской церкви был еще и во времена существования монастыря. В дальнейшем здесь образовался единый приход, который именовался Покровским. Никольский храм не отапливался и богослужения в нем совершались в теплое время года, от Святой Пасхи до новолетия по церковному календарю, то есть до 1 сентября. Покровский храм с обширной трапезной являлся зимним, теплым. В 1800 году в этом приходе числилось 440 прихожан, а в 1860 году 320 человек.
Известны некоторые имена священно- и церковнослужителей, служивших в разные года на Покровском приходе в городе Балахне:
1798 год:
— протоиерей Николай Афанасьев
— дьякон Иоанн Петров
— дьячок (псаломщик) Федор Львов
— пономарь Василий Андреев
1888 год:
— иерей Алексей Дмитриевич Полетаев
1864-1888 год:
— псаломщик Федор Назаров
1902-1908 год:
— протоиерей Измаил Иванович Нечаев
1871-1904 год:
— дьякон Феодор Семенович Назаринов
1910-1915 год:
— иерей Александр Николаевич Виноградов
1915-1917 год:
— дьякон Иоанн Алексеевич Ципровский
1930-1937 год:
— протоиерей Петр Иванович Новосельский
— иерей Афанасий Павлович Спасский
— дьякон Пантелеимон Викентьевич Медведев
В 1833 году в память об основателе монастыря в Нижегородской Духовной консистории был поднят вопрос, об устройстве в Никольской церкви на первом этаже придела в честь святого Пафнутия Боровского. Однако устройство этого придела затянулось на долгие годы, лишь в 1857 году он был освящен.
В 1860 году жители города Балахны обращались к епископу Нижегородскому и Арзамасскому Антонию (Павлинскому) с просьбой разрешить организовать при Покровском приходе женский монастырь. В свою очередь нижегородский архипастырь обратился за разрешением в Святейший Синод. Однако последний, «…нашел со своей стороны учреждение монастыря при Покровской Балахнинской церкви, на изложенных Преосвященным Антонием основаниях не удобных, а сами средства как для первоначального его устройства, так и для дальнейшего его существования недостаточными, ходатайство о сем местных жителей оставить без последствий…».
В советское время, 4 декабря 1918 года, Покровская религиозная община города Балахны по соглашению с местными органами советской власти в лице Комиссариата по отделению Церкви от государства получила в свое пользование Никольскую и Покровскую церкви. Уже после проведения кампании по изъятию церковных ценностей в 1934 году в Покровской церкви, согласно ведомости учета драгоценных металлов по церквям Балахнинского района на окладах Евангелий и ризах икон насчитывалось 2636 граммов серебра и 100 грамм золота.
9 октября 1928 года на заседании объединенного пленума Балахнинского райисполкома и горсовета посчитали необходимым, сломать ограду и Святые врата Покровской церкви. На запрос в Москву в Главнауку Наркомпроса о разрешении осуществить данное намерение власти 2 апреля 1929 года получили следующее предписание: «Ввиду ветхого состояния ограды Покровской церкви в Балахне Главнаука не возрожает против ее разборки. Что же касается центральных ворот с шатром и угловых башен, то их следует сохранить, как редкие образцы строительства 17 века».
Ворота и ограда Покровского монастыря 1928 г.:
Ограду разобрали сразу же в 1929 году, а башни и святые врата были утрачены в послевоенные годы. В августе этого же года Президиум Балахнинского райисполкома решил расторгнуть соглашение с общиной верующих о пользовании ими Никольским летним храмом и использовать его под комсомольский клуб. При этом было решено все церковное имущество ликвидировать, а сам храм перестроить: сделать деревянный горизонтальный потолок, побелить стены.
Общее собрание верующих Покровской общины 1 сентября 1929 года, по причине не возможности ими содержать сразу два храма, было вынуждено согласиться с решением властей и передать летний храм в честь Николая чудотворца под клуб. Городской коммунальный отдел 8 декабря 1929 года вынес предписание церковному совету о том, что им необходимо «преступить к устройству хода на колокольню со стороны переулка, так как ход на колокольню через закрытое помещение разрешен не будет».
23 марта 1930 года Президиум Балахнинского райисполкома послал запрос в Нижегородский краевой музей о снятии крестов и разломке колоколен Покровской и Спасской церкви города Балахны. 12 апреля 1931 года на заседании президиума горсовета было принято следующее решение: «Имея полное согласие на слом колокольни, находящейся при Покровской церкви, считать целесообразным приступить к слому колокольни, используя материал на строительство школы». К середине лета колокольня была разобрана. В результате прекрасный архитектурный памятник, о котором сегодня напоминают только фотографии и архивные чертежи, был разрушен до основания.
В 1930-1933 годы местные власти не один раз поднимали вопрос о разрушении Никольской церкви, чтобы использовать кирпич для строительства школы, ссылаясь на нехватку строительных материалов и на необходимость ее достроить. Но Москва в лице сектора Науки Наркомата просвещения выступала категорически против уничтожения храма, объясняя Балахнинским властям о его ценности как древнего памятника архитектуры.
Покровская религиозная община просуществовала до 1938 года. До этого момента в стенах Покровского храма размещалось сразу две общины, так как сюда после ликвидации был переведен приход Борисо-Глебской церкви. Последние священнослужители Новосельский Петр Иванович и Спасский Афанасий Павлович были арестованы и расстреляны в 1937 году.
В дальнейшем Никольский и Покровский храмы использовались под различные учреждения и склады. В 1950 году здание Покровской церкви было передано под местный краеведческий музей. В Никольской церкви долгие годы находился молочный завод. Начиная с 1962 года, первый ярус храма занимала мелкооптовая база Балахнинского торга.
В июне 1999 года по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая в подклети Никольского храма на месте, где, по документальным данным, находилась могила основателя монастыря иеромонаха Пафнутия, были произведены раскопки, в результате которых обнаружены останки иеромонаха Пафнутия. По благословению митрополита Николая останки были положены в раку в соборном храме в честь Рождества Христова.
В 2008 году Никольская церковь возвращена Нижегородской епархии, а в августе 2010 года весь храмовый архитектурный комплекс Покровского монастыря был передан Нижегородской епархии.
Настоятели Прихода церкви в честь Святителя Николая Чудотворца:
— с 15 июня 2009 года иеромонах Александр (Ионов);
— с 16 апреля 2010 года иерей Алексей Калугин;
— с 14 сентября 2010 года протоиерей Роман Сосинович;
— с 1 июня 2011 года игумен Александр (Лукин).
В феврале 2011 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в ходе архипастырского визита в Балахну посетил Покровский монастырь. По его благословению было решено перезахоронить останки иеромонаха Пафнутия в подклети Никольского храма в воссоздаваемой Покровской обители.
10 сентября 2011 года в соборном храме в честь Рождества Христова города Балахны настоятель Никольского храма Покровского мужского монастыря игумен Александр (Лукин) с братией и священнослужителями Балахнинского благочиния совершил облачение и положение во гроб останков иеромонаха Пафнутия, а 18 ноября эти останки были торжественно с крестным ходом перенесены из Рождественского храма Балахны в Покровский храм Покровского мужского монастыря.
19 ноября 2011 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Покровском храме монастыря. По окончании литургии была совершена панихида по основателю монастыря иеромонаху Пафнутию. После панихиды состоялся торжественный перенос гроба с останками иеромонаха Пафнутия в отремонтированный подклет Никольского храма. Там была совершена заупокойная лития, затем гроб погребли в склепе. С этого времени по субботам в подклети Никольской церкви в приделе прп. Сергия Радонежского регулярно служится Божественная Литургия, после которой совершается панихида по почившему устроителю монастыря иеромонаху Пафнутию.