Великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского.
Cлужащие:
Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому.
Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?
Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами.
Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось высоким художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашлись, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца.
Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения.
Великий канон — одно из последних произведений преподобного Андрея, написан им уже в старости. Это подтверждается характерными деталями в тексте самого канона: «Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща» (1‑я песнь, 13‑й тропарь; нумерация тропарей дается по полной версии канона в четверг 5‑й седмицы поста), «От юности, Христе, заповеди Твоя преступих… унынием преидох житие» (1‑я песнь, 20‑й тропарь), «Исчезоша дние мои, яко соние востающаго: темже яко Езекия слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота» (7‑я песнь, 20‑й тропарь).
Утверждают, что канон был написан им для себя. Одним из мотивов к составлению канона, как полагают, мог стать эпизод из биографии святого. Византийский император Филиппик Вардан (711–713) был убежденным монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре нечестивый император был свергнут, православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и свое раскаяние выразил в тексте Великого канона.
Таким образом, принимая мнения о том, что святой Андрей составил свой канон в преклонном возрасте и что события 712 года могли стать дополнительным стимулом к написанию Великого канона, можно для самого произведения предложить расширенную датировку: 720–730‑е годы.
Каков был первоначальный объем канона, составленного преподобным Андреем? С одной стороны, в том, что покаянные тропари (их большая часть) являются авторскими, никто не сомневается. С другой стороны, однозначно можно сказать, что тропари в честь преподобной Марии и преподобного Андрея были добавлены после XI века. Однако в вопросе о происхождении ирмосов, Троичных и Богородичных исследователи расходятся. Архиепископ Филарет (Гумилевский) полагал, что ирмосы не принадлежат святому Андрею, а их позже добавил к канону преподобный Иоанн Дамаскин. И.А. Карабинов считал, что ирмосы составлены самим преподобным Андреем, но в отношении его канонов в целом говорит: «Троичны и большая часть Богородичнов в канонах св[ятого] Андрея едва ли принадлежит ему, ибо встречаются такие рукописи, где Троичнов нет, а Богородичны поставлены другие. Быть может, и Троичны, и часть Богородичнов, принадлежать перу св[ятого] Феодора Студита». Наконец, наш современник протодиакон В. Василик говорит: «Великий канон — изначально целостное произведение, поздними являются только тропари, посвященные самому Андрею Критскому и Марии Египетской… все остальное принадлежит святому Андрею».
Почему канон назван Великим?
Принципиальным отличием Великого канона от прочих является объём его содержания: в современной Триоди сам Великий канон имеет 213 покаянных тропарей. Если к этому числу добавить 11 ирмосов, 18 тропарей в честь преподобной Марии, 9 тропарей в честь автора канона, 10 Троичных и 11 Богородичных, то получим всего 272 песнопения во всем каноне в том его виде, который употребляется в службе четверга 5‑й седмицы.
Между тем Великим он назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств. Исследователи Великого канона отмечают большое количество параллелей в его содержании с творениями отцов Церкви: мч. Иустина Философа, свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, Евагрия Понтийского, преп. Максима Исповедника, преп. Романа Сладкопевца и многих других.
В историческом отношении линия канона разворачивается вдоль всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов, царей и пророков до жизни Христа и Его последователей. Подавляющее большинство тропарей 1–8 песней повествуют о событиях Ветхого Завета, тогда как новозаветная тематика присутствует лишь полностью в 9‑й песни и в заключительной части некоторых песней с 1‑й по 8‑ю. При этом есть песни, где аллюзии на Новый Завет вообще отсутствуют (7‑я песнь), или они едва заметны (3‑я песнь). В 8‑й песни есть четкая граница между «ветхозаветными» и «новозаветными» тропарями: тропарь «Ветхаго Завета вся приведох ти душе, к подобию…» как бы подводит черту ветхозаветной тематике.
В тематическом плане Великий канон затрагивает такие важнейшие разделы православно-христианского учения как догматический, нравственный, аскетический, высвечивает мерзость и опасность греха, являет красоту добродетели.
Начинаясь словами, выражающими надежду и упование на Бога как на Помощника и Покровителя, канон воспроизводит плач покаянной души о грехах. Тема глубокого личного покаяния сочетается с темой взаимоотношений Бога и человека вообще, и вместе — с темой личного преображения и обожения. Таким образом каждый отдельный богомолец ставится в целостную связь с судьбами мира.
Канон приводит множество назидательных примеров, заимствованных из жизни участников библейской истории: от гнусности, нечестивости, беззакония до сокрушения сердца, самоотвержения и христианского подвига. При этом эпизоды ветхозаветной истории гармонично переплетаются с фрагментами Нового Завета, обращениями к Господу Иисусу Христу.
Через обнажение духовного состояния грешников и праведников, через очерчивание их взаимоотношений с Создателем канон настраивает слушателя или читателя на вдумчивое осмысление собственной жизни, погружение в нравственный самоанализ; остерегает от зла, ориентирует на добро, ревность о добродетели; учит не забывать о Божественной Правде и Милосердии, Долготерпении и Любви.
Главная цель творческого порыва святителя Андрея и авторов, дополнивших текст, состояла в том, чтобы расположить грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твёрдой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака в состояние святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.
Употребление канона за богослужением.
Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году.
Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста.
В современной практике Великий канон читается за богослужением дважды: отдельными частями в первые 4 дня 1‑й седмицы поста и целиком в четверг 5‑й седмицы Великого поста (если в четверг случится Благовещение или престольный праздник, то служба Великого канона переносится на вторник 5‑й седмицы).