Воскресенье (27 февраля) Неделя мясопустная, о Страшном Суде.

Совершены: Молебен свщм. Петру Новосельскому.  Литургия свт. Иоанна Златоуста. Молебен о страждущих от винопития и наркомании. 

Cлужащий иерей Дионисий

Неделя о Страшном суде

Страш­ный суд и мас­ле­ни­ца

Икона «Страшный суд». Новгород,
XV век, Третьяковская галерея

Тре­тье вос­кре­се­нье под­го­то­ви­тель­но­го пе­ри­о­да к Ве­ли­ко­му по­сту име­ну­ет­ся в Пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре Неде­лей о Страш­ном су­де, или Неде­лей мя­со­пуст­ной. Пер­вое на­зва­ние про­дик­то­ва­но те­мой еван­гель­ско­го чте­ния за Ли­тур­ги­ей – о бу­ду­щем Страш­ном су­де жи­вых и мёрт­вых; вто­рое – пред­пи­са­ни­ем Цер­ков­но­го уста­ва: не упо­треб­лять по­сле это­го вос­кре­се­нья мя­са.

Что зна­чит «мя­со­пуст»?

Сла­вян­ский тер­мин «мя­сопуст» (греч. апокр­эос, лат. carnis privium – ли­ше­ние мя­са) озна­ча­ет пре­кра­ще­ние вку­ше­ния мя­са. Неде­ля мя­со­пуст­ная – это вос­кре­се­нье за 56 дней до Пас­хи. За ним сле­ду­ет ещё од­на – по­след­няя пе­ред Ве­ли­ким по­стом седмица – «сыр­ная», или, в про­сто­ре­чии, – «мас­ле­ни­ца» (в на­род­ном ка­лен­да­ре она вклю­ча­ет в се­бя ещё и Про­щё­ное вос­кре­се­нье в ка­че­стве за­вер­ша­ю­ще­го ак­кор­да ли­хих на­род­ных гу­ля­ний). Стро­го со­блю­да­ю­щие ди­е­ти­че­скую сто­ро­ну по­ста от­ка­зы­ва­ют­ся на этой неде­ле от мя­са и едят толь­ко яй­ца и мо­лоч­ные про­дук­ты (от­ку­да и на­зва­ние этой неде­ли). В этом – по­след­няя сту­пень под­го­то­ви­тель­но­го воз­дер­жа­ния.

Мас­ле­ни­ца – хри­сти­ан­ский празд­ник?

Об­ра­зо­ван­ный хри­сти­а­нин (да и каж­дый че­ло­век) дол­жен знать, что мас­ле­ни­ца в сво­ей ос­но­ве – празд­ник со­всем не хри­сти­ан­ский! На­про­тив – это древ­ний язы­че­ский празд­ник про­во­дов зи­мы и встре­чи вес­ны, со­глас­но по­сло­ви­це: «Мас­ле­ни­цу про­во­жа­ем, све­та солн­ца ожи­да­ем». Это – свое­об­раз­ный «се­вер­ный кар­на­вал», вак­ха­на­лия, со­про­вож­да­ю­ща­я­ся необуз­дан­ным ве­се­льем, зу­бо­дро­би­тель­ны­ми дра­ка­ми, иг­ра­ми и хмель­ны­ми пи­ра­ми (это то, что у нас все­гда хо­ро­шо по­лу­ча­ет­ся). В до­хри­сти­ан­ские вре­ме­на по­доб­ные гу­ля­ния с «уми­ло­стив­ле­ни­ем» язы­че­ских бо­гов со­про­вож­да­лись да­же че­ло­ве­че­ски­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми: вспом­ним о на­ших хри­сти­ан­ских пер­во­му­че­ни­ках – ки­ев­ских ва­ря­гах Фе­о­до­ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред­ста­вим, что они вос­крес­ли, ока­за­лись на на­шей мас­ле­ни­це и уви­де­ли стран­ные на­ря­ды хмель­ных гу­ляк, пры­га­ю­щих во­круг ко­ст­ра с язы­че­ским идо­лом ста­ру­хи-зи­мы и бли­на­ми в ру­ках… Му­че­ни­ки ре­ши­ли бы, что на Ру­си всё ещё тор­же­ству­ет язы­че­ство, ко­то­рое рев­ност­но на­саж­дал князь Вла­ди­мир в на­ча­ле сво­е­го прав­ле­ния, а кре­ще­ние на­шей мно­го­стра­даль­ной стра­ны так и не со­сто­я­лось!) По­это­му су­ро­вый го­лос Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви, воз­ве­щая о Страш­ном Су­де, зо­вёт к по­ка­я­нию и предо­сте­ре­га­ет от язы­че­ской мен­таль­но­сти, до сих пор жи­ву­щей в на­шем со­зна­нии.

По­сле кре­ще­ния Ру­си «от­ме­нить» мас­ле­ни­цу (как и неко­то­рые дру­гие язы­че­ские иг­ри­ща, на­при­мер, «Ива­нов день») так и не смог­ли: наш на­род го­тов от­ка­зать­ся от мно­го­го, но толь­ко не от бес­ша­баш­ных гу­ля­нок и за­сто­лий с тра­ди­ци­он­ным во­про­сом: «Ты ме­ня ува­жа­ешь?» По­это­му Цер­ковь вы­нуж­ден­но сов­ме­сти­ла эту неде­лю вак­ха­на­лий с по­след­ней под­го­то­ви­тель­ной сед­ми­цей пе­ред Ве­ли­ким по­стом, чтобы хоть как-то кон­тро­ли­ро­вать про­ис­хо­дя­щее и не до­пус­кать про­дол­же­ния ко­щун­ствен­но­го раз­гу­ла во вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста. При этом обы­чай по­ми­нать на хмель­ной тризне пред­ков бли­на­ми (это аст­ро­ло­ги­че­ский со­ляр­ный знак) был пе­ре­осмыс­лен как заго­ве­нье – празд­нич­ную тра­пе­зу на­ка­нуне по­ста. Гре­ки и дру­гие хри­сти­ане не мо­гут по­нять, по­че­му наш бо­го­слу­жеб­ный (!) – а не толь­ко «на­род­ный» – ка­лен­дарь об­зы­ва­ет пра­во­слав­ную сыр­ную сед­ми­цу, име­ю­щую по­лу­пост­ный по ра­ци­о­ну, но вполне по­ка­ян­ный по сво­е­му на­зна­че­нию ха­рак­тер, язы­че­ским тер­ми­ном «мас­ле­ни­ца» (хо­тя бы и в скоб­ках). Тем са­мым, в гла­зах про­сто­го на­ро­да, име­ну­ю­ще­го се­бя «пра­во­слав­ным», санк­ци­о­ни­ру­ет­ся как сам «кар­на­вал», так и свя­зан­ные с ним язы­че­ские об­ря­ды и зло­упо­треб­ле­ния. В хра­мах зву­чит по­ка­ян­ная мо­лит­ва пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Си­ри­на, а на ули­цах – язы­че­ские ри­ту­аль­ные за­кли­на­ния и визг­ли­вые ча­стуш­ки, осквер­ня­ю­щие слух цер­ков­но­го че­ло­ве­ка.

Сыр­ная сед­ми­ца или мас­ле­ни­ца?

«Сыр­ная сед­ми­ца – пред­две­рие и на­ча­ло по­ста»

(свя­ти­тель Ти­хон За­дон­ский)

Пра­во­слав­ный Цер­ков­ный ка­лен­дарь име­ну­ет по­след­нюю седмицу (неде­лю) пе­ред Ве­ли­ким по­стом сы­ропустной (а на­род – мас­ле­ни­цей). Смысл этой сед­ми­цы – в по­сте­пен­ном пе­ре­хо­де от обы­ден­ной жиз­ни к ве­ли­ко­пост­ным «по­дви­гам», ко­то­рые, ко­неч­но же, у каж­до­го хри­сти­а­ни­на свои – и опре­де­ля­ют­ся его по­лом, воз­рас­том, со­сто­я­ни­ем здо­ро­вья и про­фес­си­ей. В сре­ду и пят­ни­цу да­же не со­вер­ша­ет­ся Бо­же­ствен­ная Ли­тур­гия (это в знак по­ка­ян­ной скор­би), а служ­бы су­точ­но­го цик­ла, со­дер­жа­щие и по­ка­ян­ную мо­лит­ву пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Си­ри­на, по­чти со­от­вет­ству­ют ве­ли­ко­пост­ным. Всё это, со­глас­но за­ме­ча­тель­но­му вы­ра­же­нию свт. Ти­хо­на За­дон­ско­го, – «свет­лые предпутия по­ста»!

Но на­род – не толь­ко «про­стой» и «необ­ра­зо­ван­ный» (эта от­го­вор­ка ныне смеш­на) – про­во­дит это «на­ча­ло уми­ле­ния и по­ка­я­ния» вполне по-язы­че­ски – в шум­ных гу­ля­ньях и со­мни­тель­ных за­ба­вах.

Один из ино­стран­ных пу­те­ше­ствен­ни­ков, по­се­тив­ших Рос­сию в XVII ве­ке, мо­сье Одер­бон, с удо­воль­стви­ем но­си­те­ля за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции кон­ста­ти­ро­вал (по­доб­ных сви­де­тельств мно­го): «В это вре­мя у рус­ских по­чти бес­пре­рыв­но про­дол­жа­ет­ся об­жор­ство и пьян­ство; они пе­кут паш­те­ты, то есть ола­дьи и бли­ны из мас­ла и яиц, за­зы­ва­ют к се­бе го­стей и упи­ва­ют­ся мё­дом, пи­вом и вод­кой до упа­ду и до бес­па­мят­ства. В те­че­ние всей мас­ле­ни­цы толь­ко и слыш­но, что то­го-то уби­ли, то­го-то бро­си­ли в во­ду…».

surikov
«Взя­тие снеж­но­го го­род­ка»
В. Су­ри­ков, 1891 г.

Со вре­ме­нем ма­ло что из­ме­ни­лось. Вспом­ним кар­ти­ну Ва­си­лия Су­ри­ко­ва «Взя­тие снеж­но­го го­род­ка» или хре­сто­ма­тий­ное изо­бра­же­ние боя «стен­ка на стен­ку» в филь­ме «Си­бир­ский ци­рюль­ник». Мно­гие про­сто­душ­ные лю­ди от­но­сят­ся к этим лу­боч­ным кар­тин­кам про­шло­го с но­сталь­ги­че­ским при­ды­ха­ни­ем и все­рьёз счи­та­ют, что всё это – «су­гу­бо по-пра­во­слав­но­му»; что так и сле­ду­ет «го­то­вить­ся» к Ве­ли­ко­му по­сту: на­пить­ся до без­об­ра­зия, сло­пать (про­сти­те за от­кро­вен­ный гла­гол!) как мож­но боль­ше бли­нов, ста­ра­ясь не уме­реть от за­во­ро­та ки­шок (что дей­стви­тель­но слу­ча­лось), уме­ло раз­бить ближ­не­му нос или вы­вих­нуть че­люсть, а по­том «по­ка­ять­ся» – по­па­рить­ся в Чи­стый по­не­дель­ник в бань­ке, дабы смыть с се­бя мас­ле­нич­ные из­ли­ше­ства, и с чув­ством хо­ро­шо ис­пол­нен­но­го «пра­во­слав­но­го дол­га» бу­хать зем­ные по­кло­ны.

Ко­неч­но же, это язы­че­ская раз­гуль­ная об­ряд­ность, во мно­гом ис­кус­ствен­но воз­рож­да­е­мая сей­час под ви­дом воз­вра­ще­ния к «на­род­ным тра­ди­ци­ям». Оче­вид­но, мно­гим, же­ла­ю­щим ко­щун­ствен­но смыть с Ру­си во­ды дне­пров­ской ку­пе­ли, хо­чет­ся вер­нуть­ся непре­мен­но к до­хри­сти­ан­ским «на­цио­наль­ным ис­то­кам». Неуди­ви­тель­но, что на­шу стра­ну, в ко­то­рой за де­вять сто­ле­тий не смог­ли утвер­дить­ся хо­тя бы эле­мен­тар­ные нор­мы хри­сти­ан­ской мо­ра­ли и по­ве­де­ния, по­стиг­ли столь тяж­кие на­ка­за­ния в XX сто­ле­тии. Это и был «Страш­ный суд», к сча­стью, ещё не окон­ча­тель­ный; но ра­зум­но ли ис­пы­ты­вать Бо­жие дол­го­тер­пе­ние? Ещё один «Страш­ный суд» для на­ше­го об­ще­ства, си­дя­ще­го на «по­ро­хо­вой (ядер­ной и тер­мо­ядер­ной) боч­ке» мо­жет стать в пря­мом смыс­ле Страш­ным (уже без ка­вы­чек) и по­след­ним. Всё за­ви­сит от спо­соб­но­сти по­ка­ять­ся (то есть на биб­лей­ском язы­ке – «пе­ре­ме­нить со­зна­ние») и хо­тя бы по­пы­тать­ся жить по-хри­сти­ан­ски. К со­жа­ле­нию, вме­сто то­го, чтобы «на се­бя обо­ро­тить­ся» – вспом­нить сло­ва Спа­си­те­ля о том, что Отец Небес­ный зна­ет о каж­дом из нас всё (да­же во­ло­сы на на­ших го­ло­вах со­счи­та­ны!) и что без Его по­пуще­ния ни­че­го не про­ис­хо­дит, – мно­гие на­ши «рев­ни­те­ли» от­ма­хи­ва­ют­ся от про­мыс­ла Бо­жия и ви­нят во всех на­ших бе­дах раз­ных внеш­них су­по­ста­тов (их име­на хо­ро­шо из­вест­ны). Здесь есть над чем за­ду­мать­ся, осо­бен­но в пред­две­рии Ве­ли­ко­го по­ста.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

При­ло­же­ние

Свя­ти­тель Ти­хон За­дон­ский (†1783) о мас­ле­ни­це

«Сыр­ная сед­ми­ца есть пред­две­рие и на­ча­ло по­ста. А по­то­му ис­тин­ным ча­дам Церк­ви сле­ду­ет в Сыр­ную сед­ми­цу по­сту­пать во всём го­раз­до воз­дер­жан­нее. Слу­ша­ют ли, од­на­ко, хри­сти­ане сла­дост­ных пес­ней люб­ве­обиль­ной Ма­те­ри сво­ей? Она за­ве­ща­ет в эти дни бо­лее бла­го­го­веть – а они ещё боль­ше бес­чин­ству­ют. Она за­по­ве­ду­ет воз­дер­жи­вать­ся – а они ещё боль­ше пре­да­ют­ся невоз­дер­жа­нию. Она по­веле­ва­ет очи­щать те­ло и ду­шу – а они ещё боль­ше осквер­ня­ют их. Она ве­лит се­то­вать о со­де­ян­ных гре­хах – а они при­бав­ля­ют но­вые без­за­ко­ния. Она вну­ша­ет уми­ло­стив­лять Бо­га – а они ещё боль­ше про­гнев­ля­ют Все­выш­не­го. Она на­зна­ча­ет пост – а они ещё боль­ше объ­еда­ют­ся и упи­ва­ют­ся. <…> Са­мое празд­но­ва­ние мас­ле­ни­цы – есть де­ло язы­че­ское. У языч­ни­ков был лож­ный бог Вакх (изоб­ре­та­тель хмель­но­го пи­тья), ко­то­ро­му они учре­ди­ли осо­бен­ные в го­ду празд­ни­ки (так на­зы­ва­е­мые вак­ха­на­лии) и про­во­ди­ли эти празд­не­ства во вся­ких непо­треб­ствах и мер­зо­стях. Смот­ри­те, не так ли хри­сти­ане про­во­дят мас­ле­ни­цу, а рав­но и мно­гие празд­не­ства? <…> А я ещё раз ска­жу, что, кто про­во­дит мас­ле­ни­цу в бес­чин­ствах, тот ста­но­вит­ся яв­ным ослуш­ни­ком Церк­ви и по­ка­зы­ва­ет се­бя недо­стой­ным са­мо­го име­ни хри­сти­а­ни­на» (цит. по: Бул­га­ков С. В. На­столь­ная кни­га для свя­щен­но-цер­ков­но-слу­жи­те­лей. М., 1993. Т. 1. С. 543–544).

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели